Рыбалка бугаевка

Когда-то Балковская была самой длинной улицей старой Одессы. По большому счету, эта улица старше самой Одессы. Да и за последние 200 лет успела много раз стать «самой-самой». Сейчас Балковская — широченная автомагистраль от Пересыпского моста до Горбатого. Почти везде она застроена высотными жилыми домами. Однако, на ней сохранилось несколько кварталов старых домов, в том числе и тех, в которых проходит действие «Одесских рассказов» Бабеля. А в одном месте Балковская идет не одной улицей, а тремя параллельными проездами.

Подробней в видео:

И еще в одном — двумя. Один из последних одесских узкоколейных трамваев на последнем узкоколейном маршруте, Балковская угол Дальницкой, 1969 г. А все от того, что улица проходит по дну Водяной балки — одного из самых крупных одесских оврагов, впадавшего в море у Пересыпи. По его дну раньше текла речушка, ныне заключенная в коллектор ливневки. Речку старожилы называли «вонючкой» — в нее стекались нечистоты со всей балки, а после дождей — еще и с Молдаванки и Бугаевки. Истоки этой речушки и сейчас можно увидеть в районе путепровода «Поездной» под железной дорогой — посреди частного сектора там есть заболоченная местность. Полузасыпанный мост над Водяной балкой по улице Бабеля, сама Балковская — вдали, 2006 г. Есть основания полагать, что Водяная балка была заселена казаками еще до основания Одессы. И не только казаками — в 1792 году в Водяной балке построили самую старую из известных в нашем городе синагогу.

Ее руины разобрали румыны во время оккупации. А располагалась она на склоне около нынешнего автовокзала — ныне срытом под автозаправку. Распопова, в одесских балках еще до официального основания города уже были небольшие поселки казаков, евреев и беглых крестьян. Балковская от автовокзала в сторону Горбатого моста, 16 апреля 2008 г. Прямо — проезжая часть, налево и вверх — дорога «старой Балковской», за старым, ныне снесенным, одноэтажным белым зданием на склоне — руины, в том числе и самой старой синагоги. В самой Водяной балке уже к 1797 году было более двух десятков колодцев, воду из которых бочками возили в молодой город. В долине безымянной речки устраивали пруды — два из них уцелели и поныне в Дюковском парке, еще один, в самом начале улицы, долгое время именовался «городским ставком», а с 1920-х стал накопителем ливневой канализации. Именно здесь, на Балковской, была и дача самого Ришелье — градоначальника, положившего основу процветанию Одессы на все последующие столетия. Пережив блеск герцогской усадьбы, запустение конца XIX века, расцвет парка советского времени и еще одно запустение, и сейчас стоит небольшое здание дачи Дюка — посреди одноименного парка.

Чуть дальше, на месте нынешнего техникума связи, его общежитий и телефонной вышки, находилась усадьба графа Петра Алексеевича Разумовского — внука последнего гетьмана Украины и друга Ришелье. Одноэтажное здание чудаковатого и нелюдимого потомка казаков, выстроенное в стиле ампир, сильно пострадало во время Гражданской войны, затем некоторое время было студенческой общагой, а в конце 1930-х его снесли. Еще дальше, на Балковской угол Дальницкой развернулись герои Бабеля. Дома эти стоят до сих пор и расселять их никто не собирается. Но не только Любка Козак жила здесь. Водяной Балкой находился хутор известнейшей одесской сердцеедки своего времени Каролины Собаньской. А у нее в гостях бывали Пушкин и Мицкевич.

Справа — те самые, «бабелевские» дома. Курсак и обозначенный на старых картах города как земли Дашкевича. Святого Климента, снесенный в 1936 году — сейчас на его месте комплекс жилых «сталинок». Балковская стала одной из первых одесских промзон. Тут и крупнейший пивзавод Енни, и фабрика гирь и весов Ильи Каца, будущий завод «Точмаш». Уже в советские времена на Балковской построили «Стройгидравлику», превратили пивзавод в завод пищевых концентратов, а в окрестностях Балковской появилось множество других предприятий. Еще до конца 1960-х Балковская, переименованная во Фрунзе, представляла собой узенькую, мощеную кривым булыжником заштатную улочку, тянущуюся вдоль речки-вонючки, никому не нужную и никем не посещаемую. Разве что облагороженный после войны Дюковский парк придавал улице и ее району немного лоска. Да узкоколейный 30-й трамвай изредка дребезжал и грохотал прямо под окнами маленьких и не очень домов — от Херсонского сквера до станции Товарной.

Слева и сзади фотографа — Херсонский сквер, направо уходят рельсы 20-го маршрута к Хаджибею. Прямо — улица Фрунзе, вдали виден существующий и сейчас жилой дом «барачного» типа. Рельсы «трехниточные» для вагонов и узкой и широкой колеи. Напротив Матросского спуска появился первый в Одессе квартал «хрущевок» из восьми домов. Это же место, но снятое с железнодорожной насыпи, 2007 г. Потом улицу пересек Московский мост — начало новой автотрассы на Киев и Ленинград. В 1964 году у моста построили новый автовокзал. А потом улица Фрунзе стала самым масштабным транспортным долгостроем города. Под такую транзитную магистраль выбрали улицу Фрунзе, назвав ее «Фрунзе — Якира».

Начало реконструкции улицы Фрунзе, узкоколейный трамвайный путь переделывают на широкую колею, 1973 г. Участок от автовокзала до Пересыпских мостов расширили: узкая улочка превратилась в шестиполосную магистраль с выделенной трамвайной линией посередине. Вокруг нее построили несколько современных микрорайонов. Старые дома напротив Пересыпских мостов снесли, а на всем протяжении от мостов до автовокзала старые домики остались только напротив Дюковского парка. А вот участок от автовокзала до Горбатого моста остался реконструированным «наполовину». Проезжая часть расширилась всего до трех полос в две стороны, да заменили трамвайные пути на широкую колею.